|
Бизнес-игры как современные технологии профессионального развития топ-менеджеров
А.Ю. Белов, ведущий тренер-консультант тренингово-консалтинговой компании «БЕСТ-Тренинг», г. Москва
Статусная позиция топ-менеджеров подразумевает особенный подход к работе с ними, в том числе и в выборе форм их обучения. Самыми популярными технологиями на сегодняшний день являются индивидуальный коучинг, МВА; реже – тренинги и семинары.
Чаще всего, сотрудники, находящиеся на топ-позиции в компании, изначально являются заказчиками обучения, а значит, они хорошо понимают, какими должны быть результаты этого процесса.
Рынок обучающих форматов для руководителей
По наблюдениям специалистов, проводящих тренинговую работу с топ-менеджерами, руководители высшего уровня в обучении преследуют три момента:
- необычность (формы, темы, условий);
- возможность получить «озарение» (совершить «открытие» самому);
- новые «фишки» из практики работы, которые могут натолкнуть их на оригинальное видение, идею.
Многие тренинговые компании, вузы, бизнес-школы постоянно экспериментируют и стараются предложить программы, на их взгляд, удовлетворяющие упомянутым ожиданиям. Однако четкого представления о том, что может реально быть полезным топам, у них все-таки нет. Не зря так популярны различные форумы, конференции, круглые столы на тему «Проблемы обучения топ-менеджеров».
Тенденцией рынка обучающих программ для руководителей в 2005 году стало развитие игровых проектов. Именно этот формат стал наиболее точным ответом на ожидания менеджеров высшего звена. Преимущество продолжительных деловых игр (от 2 до 7 дней) перед тренингами и семинарами кроется в синтезе сильных сторон интерактивного обучения и высокой степени драйва, азарта, который захватывает участников, стимулирует их максимальную включенность в процесс, а затем и стремление проанализировать полученный опыт, сделать выводы.
В первую очередь интрига, непредсказуемый результат подкупают людей, которым в ежедневной деятельности часто начинает казаться, что «потолок» их умений и навыков уже близко. Топ-менеджер, в отличие от многих других сотрудников, обладает достаточно обширными знаниями, а главное – управленческим опытом. При этом темп его работы редко позволяет осмыслить этот опыт, превращая его в технологии и четкие структурированные выводы. Игровое пространство как раз помогает сначала увидеть «шаблонные» реакции участника на поставленную «жизнью» задачу, а затем взглянуть на нее под другим углом зрения и, в дальнейшем, размышлять в новом, «перпендикулярном» направлении, пробуждая креативность. Вот отзывы, которые обычно можно услышать от руководителей компаний после хорошо проведенной игры:
«Я думал, что в области управления мне известны все основные методы и приемы. Однако на игре я открыл для себя новые источники развития бизнеса. Самое главное – я не просто получил новые знания, а понял, как, например, без больших конфликтов и сопротивления провести изменения, обновить систему мотивации, переменить собственный стиль коммуникации».
«Принимая участие в игре, я хотела увидеть примеры успешного ведения бизнеса других компаний, но через некоторое время почувствовала вкус к творчеству, поиску и реализации собственных идей. С игры я уехала с 10-ю страницами планов развития своего департамента».
Классификация бизнес-игр существующие на рынке предложения игровых проектов для бизнеса, целевой аудиторией которых являются топ-менеджеры, условно можно разделить на четыре категории:
- симуляции рыночной среды (моделирование жизненного цикла предприятия и др.),
- стратегические и финансовые симуляции с применением компьютерных технологий,
- ролевые (драматические) форматы,
- настольные бизнес-игры.
|